СКАЗКА НА НОЧЬ, или ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ...
Не так давно многие книголюбы на полном серьезе переживали, что книга в своем исконном, то есть бумажном виде скоро перестанет существовать - ее, дескать, вытеснят кино, аудиокниги, Интернет... Но вот прошли уже годы и десятилетия - а книга и не думает сдавать свои позиции. А поклонники Толстого и Достоевского, Булгакова и Стругацких, Стивена Кинга и Энн Райс, и многих других продолжают зачитываться книгами, зачастую недовольно ворча на экранизации... О том, что книга - одна из самых волшебных вещей в нашем рациональном мире, предлагает вспомнить новый фильм-сказка Иэйна Софтли "Чернильное сердце" - экранизация одноименного бестселлера Корнелии Функе.
Ночью к нам приходят сказки...
Итак, говорят, что написано пером - не вырубить топором. А вот реставратору книг Мортимеру Фолкарту (Брендан Фрейзер) и топор не нужен - его голос способен переносить героев прочитанных им вслух книг в реальный мир! Но Мо не пользуется своим даром и даже никогда не читает своей дочери Мегги (Элиза Хоуп Беннетт) сказки на ночь. Потому что когда-то он почитал вслух сказку "Чернильное сердце" - и это привело к тому, что жена Мо Реза оказалась в книге, а в наш мир перенеслись несколько сказочных персонажей. Но если ярмарочный метатель огня Пыльнорук (Пол Беттани) жаждет вернуться в свой мир, к своей семье, то злодей Козерог (Энди Сёркис) отлично обосновался в нашем мире и лелеет новые коварные планы. Вместе с эксцентричной тетушкой Элинор (Хелен Миррен) и сказочником Фенольо (Джим Броадбент) Мо и Мегги предстоит сразиться с Козерогом, освободить Резу и помочь вернуться домой Пыльноруку и другим сказочным героям...
Город, которого нет
Фильм, если можно так выразиться, приятно обманул мои ожидания. Я ждал в лучшем случае очередного милого, но бестолкового "Спайдервика", в худшем - нуднейших "Хроник Нарнии". Но немецкая сказка в американской адаптации совершенно неожиданно обрела явные черты советских сказочных шедевров - таких, как "Приключения в городе, которого нет" и "Королевство кривых зеркал". Достаточно навороченный, но внятный и неглупый сюжет поднимает ряд интересных вопросов - в том числе тему ответственности творца за свои творения: диалог Пыльнорука со своим создателем Фенольо на тему "кто ты такой?" просто великолепен! Нестареющий Брендан Фрейзер с явным удовольствием вновь окунается в столь милый ему сказочный антураж, "оскароносица" Хелен Миррен демонстрирует, что умеет играть не только королев, но и вздорных трогательных старух, а 16-летняя Элиза Беннетт на удивление убедительно играет 12-летнюю девочку. Что же касается главзлодея, то Энди Сёркис на сей раз доказывает, что может создать яркий и интересный образ с минимумом выразительных средств и без компьютерных шкур Голлума или Кинг-Конга. И хотя без "привета Голлуму" не обошлось, образ Козерога тоже заставляет вспомнить не отчаянно кривляющихся злыдней из западных фильмов, а хотя и эксцентричных, но пугающе реалистичных злодеев из лучших советских киносказок.
Так что если вы любите фильмы Александра Роу, Бориса Рыцарева, Леонида Нечаева - не пропустите!