- Мадмуазель Даэ, как вы себя чувствуете?
Кристина очнулась.
- Что?... Никак... То есть, все в порядке. Приготовьте мне ванну - а потом я хотела бы позавтракать.
- Мадмуазель...
- А, правда, - она взглянула на письмо. - Вы - Жак?
- Да, мадмуазель.
- Скажите мсье Ренару... Что я вполне здорова и буду его ждать здесь, никуда не отлучаясь. Вы поняли?
- Да, мадмуазель, - поклонился слуга.
- Идите.
Посвежев после ванны, девушка ела с аппетитом, но рассеянно. Не верилось, что Рауль мог оскорбить совершенно незнакомую женщину. Почему он так вел себя с ней? У кого можно узнать ... ну хоть что-нибудь? Она сжимала кулаки, как никогда остро ощущая свое одиночество. Может быть, знает тот журналист, который приезжал к ней в Перрос?...
Как ни странно, Кристине ни разу не пришла в голову самая простая в этой ситуации мысль - поговорить с Раулем, или хотя бы написать ему. Она отдалилась от графа - медленно, постепенно ушло доверие - словно вода сквозь трещину, потускнела трепетная нежность, возникло из ниоткуда все чаще посещавшее Кристину одиночество. Там, в Опере, она могла поделиться с Мег, с мадам Валериус, она высказывала все, что ее волновало - невидимому Ангелу Музыки. А теперь... В ее тихое счастье с Раулем пришел непрошенным - чужак, высокомерный, ограниченный, холодный и занял место ее жениха. Когда и как это произошло?...
Она решительно отталкивала от себя мысль, что она тоже несправедлива к Раулю, что даже ни разу не попыталась всерьез вернуть утраченное понимание друг друга. Сейчас - чувствуя себя вновь заброшенной и бессильной, она бессознательно обвинила Рауля во всем. Кристина запуталась - так было проще.
Она даже сейчас могла бы увидеть все другими глазами - даже безобразную ночную сцену. Но девушка не допускала, что у Рауля могла быть веская причина ревновать. Вряд ли можно представить жениха, который отнесся бы спокойно к ее возвращению в отель глубокой ночью вместе с мужчиной. Будь рядом мать или опытная подруга, Кристина бы выслушала - и в этот момент, меряя шагами свой номер, еще могла бы рассудить по иному.
Пока охранники отпирали дверь, Ренар еле сдерживал нетерпение. Эрик зажмурился от света лампы. Они не обменялись ни словом, пока защитник пододвигал табурет и убавлял фитиль, как обычно - а жандармы гремели замками. Но Призрак не стал ждать вступительных фраз.
- У вас хорошие новости, мсье, - произнес он - не вопросительно, а с удивлением.
- Как вы узнали? - спросил Ренар, улыбаясь. - Я не уверен, можно ли это назвать новостями - но для вас это благоприятно.
- По звуку ваших шагов, по дыханию.
- Услышали?! - адвокат не это хотел обсуждать, но не смог удержаться.
- Да. За дверью странно отдается эхо и голоса, - Эрик тоже был в хорошем настроении, и Ренар это понял. Призрак не преодолел свою исступленную душевную боль - но словно бы от нее отвернулся.
Защитник прошелся по камере. Выбирая, с чего начать, он чувствовал себя крестной феей из детской сказки. Он и забыл, как приятно обладать властью - вот такой, властью делать хорошее...
- Ну, для начала - мадмуазель, которую мы оба знаем, просила меня передать вам вот это, - Ренар протянул пленнику маску.
Глаза Призрака странно заблестели в полутьме. Несколько секунд он ощупывал тонкими пальцами клочок плотного черного шелка, проверяя его, как слепой, потом опустил - и уставился на Ренара невидящим, далеким взглядом.
- Это правда, - полувопросительно сказал он. Как будто больше не мог найти слов.
Ренар кивнул, в который раз удивляясь чувствительности этого необыкновенного человека. Переполненная противоречиями и страстями душа вибрировала от малейшего прикосновения. Защитник молчал, чтоб не мешать ему.
- Если хотите, я вам помогу.
Руки, за которыми наблюдал адвокат, внезапно ослабели, поникли, но Эрик сдержал себя.
- Спасибо? - будто проверяя, как это слово звучит, и удивляясь сам себе - вправду ли он благодарит кого-то.
Ему по-прежнему мешали кандалы. Ренар одной рукой легко приподнял пленника. Он старался не смотреть внимательно, но все-таки чуть дрогнул от невольного отвращения, когда коснулся его лица.И часто гадал впоследствии - заметил ли Эрик его мгновенную слабость.
Призрак даже закрыл глаза, поправляя маску своими тонкими пальцами. Потом глубоко вздохнул - и, как показалось адвокату, улыбнулся под краем черного шелка. И поднял голову - уже другой человек.
Огоньками блеснули глаза, и сразу перед Ренар воскресли все рассказы и слухи о Призраке. Это был музыкант и волшебник, и хозяин подземной империи - даже в камере, и цепи больше не тяготили его. Он был в плену и несчастен, но Эрик словно намного стал сильнее, словно стал - таким, как он был.
Будто влили свежую кровь в его тело.
Ренар сперва даже отпрянул на мгновение.
- Спасибо...Мсье, - в голосе действительно была улыбка. Быть может, не радостная - но она была искренней.
А защитник не знал, как на это ответить. Просто - сидел и наблюдал за Эриком.
- Признаюсь, я опять в тупике, - надо было хоть что-то сказать. - Я не ожидал, что ваша маска для вас так... Так важна... Вы вспомнили, что вы Призрак, не так ли?
Эрик молча кивнул головой. Для этих разговоров было не время и не место, но Ренар не удержался:
- Вчера я тоже был в вашем доме. Я даже слышал вашу... вашу музыку. Я увидел очень много - только вот не могу понять, что... - и неожиданно для себя он добавил. - У вас очень уютно. Намного приятнее, чем в моем кабинете.
Призрак тоже не избежал ... замешательства? Смущения? Оба были выбиты из колеи. Словно говоря о доме коснулись чего-то глубоко затаенного.
Адвокат, торопясь вернуться на твердую почву уголовного процесса, извлек сложенный лист из жилетного кармана.
- Кристина, то есть, м-ль Даэ просила передать вам это.
Во взгляде Призрака был почти что осязаемый вопрос - словно он обо всем догадался. Неожиданно быстрым движением он выхватил бумагу из пальцев Ренара, развернул - и застыл. Эрик словно убеждал сам себя в том, что видит.
Он запел - тихо - но голос будто увеличился в объеме, заполнил камеру, обжег огнем - так, что камни и массивная дверь стали игрушечными, наполнил силой, испепелил...
- Не надо! - Адвокат вскочил, ударившись плечом о стену, рванулся, выхватив бумагу из рук Эрика. - Перестаньте, ради всего святого, не надо!
Он пришел в себя - и остановился, тяжело дыша, с искаженным лицом. Стало холодно.
- Простите, Эрик, - он медленно опустился на табурет. - Я ... прошу вас, простите - только не надо больше так петь. Вы что-то делаете с людьми вашей музыкой... Прошу вас, не надо - у меня не останется сил вести дальше судебный процесс. Возьмите - только не пойти больше... Не здесь... Не сейчас...
Чуть дрожащей рукой он отдал Призраку смятый лист партитуры.
Я не буду петь при вас, - после долгого молчания сказал Эрик, и сразу ясно было - он все видит и понимает. - Пока вы сами меня не попросите.
- Спасибо... Да, да, спасибо...
Снова молчание, достаточно долгое, чтобы его почувствовать.
- Мсье Ренар, это все... ваши новости?
Адвокат вздрогнул, выходя из транса. Призрак впервые задавал вопрос о внешнем мире и его делах.
- Нет, не все. Вы сможете при таком свете прочитать газетный лист?
- Да.
И Ренар протянул пленнику ту же самую статью, которую он отослал Кристине. Эрик легко поднял голову.Адвокат не видел его лица, но почувствовал напряжение внимания в остро блеснувших глазах. Он не ожидал, в сущности, ничего другого - но все-таки удивился, услышав переливчатый смех Призрака.
- Вы ненавидите Рауля, - полувопросительно сказал Ренар.
- Ненавидел. - Эрик немного помолчал. - Он словно дразнил меня... Олицетворял все то, чего я был лишен всю жизнь, то, к чему так стремился, завидовал... Я хотел смести его с дороги, этого наглеца-мальчишку, который явился - и сразу получил все. Он получил ее доверие - которого с таким трудом добился я! Кем он был - и чем заслуживал этого? Самое драгоценное, что только было у меня - стоило нарисоваться ему, с его проклятой красотой! Чем он это все заслужил - право спокойно ходить по улицам, говорить с людьми, смотреть на них, не вызывая отвращения? Чем он настолько выше меня?! Не он один, и я давно привык, но Кристина... Она так беззаботно улыбалась ему, клала голову на его плечо, а я... Я не имел права даже взять ее за руку - всегда был обречен наталкиваться, как на стену, на этот взгляд, полный ужаса, подозрения, брезгливости - чего угодно, кроме участия!
Этого я не мог вынести, я возненавидел его, а потом..
Я все понял - смирился с тем... Мне не дано вызвать участия, нежности - ни разу в жизни. Когда Кристина целовала меня в лоб, у меня голова кружилась, грудь разрывалась от восторга и боли - а ведь у вас, людей, это считается таким обычным! Я понял - он из другого мира, к которому принадлежит Кристина - хотя и не лучше меня. Я смирился - что он человек, а я нет, и никогда не буду, что бы ни делал! Никогда! Мне никогда не стать равным Кристине - я хотел отказаться и от борьбы, и от жизни, я так устал от бесплотных попыток. Будь я человеком - он не был бы выше меня, а так - я заранее побежден. И я пытался себе самому все объяснить и оправдать ее выбором...
- Вот скажите, - Эрик поднялся на своей жалкой постели. - Я всегда знал, сколько себя помню - это невозможно, я обречен - но я хотел, я стремился - чтобы мне так улыбались. Чтобы смотрели - таким добрым, беззаботным взглядом - Кристина так смотрит на всех, на свою подругу, на вас, даже на старика костюмера. У нее на всех найдется приветствие, ласковое слово, улыбка - кроме меня, меня одного! А я за это готов был продать душу дьволу! Все, что я делал, мне давалось легко - кроме самой несбыточной, самой простой среди людей надежды! Я больше не могу стремиться к невозможному. Я всю душу вложил, чтобы хоть кто-то - забыл о моем проклятом уродстве. Мне казалось, если я отдам голос, если вложу музыку в сердце такой талантливой девушки - я на минуту стану равным ей! Но невозможно! Сразу же появился он - он все украл, все разрушил, забрал себе ее голос и нежность! Почему? Чем, скажите, он это заслужил? За что ему досталось все - красота, уважение мира людей, внимание? И за что я наказан - с детства, с рождения? Почему я обречен - навечно, навсегда - быть не человеком?! Я не мог, я всю жизнь понимал свое проклятие - и молча его выносил, но сейчас?! Почему - он человек, а я - нет?!
Ренар безмолвно слушал - под ударами этого потока обвинений, вырвавшихся из глубины души Призрака. У него не было ни слов, ни даже чувств для ответа - как и всегда, Эрик провел по лабиринтам проклятья, натыкаясь и ломая крылья о неприступную преграду " никогда". Адвокат хорошо знал цену этому короткому слову. Вот так оставить - невозможно, чем-то утешить - немыслимо, нет утешений.
Только последняя фраза Призрака заставила его улыбнуться.
- Эрик, - Ренар положил руку на плечо узника. - Поверьте мне, вы человек. Вы сейчас сами это доказали. Вы родились, живете, дышите, ваше сердце бьется. Необычайный - да, но чтобы петь, Ангел Музыки должен вдохнуть воздух в легкие - точно так же, как я - для своей речи. Как Рауль, как Кристина - как все остальные. Знаете, что я сейчас услышал? В вашем рассказе - человеческая боль. И человеческие ревность и ненависть. Все это так понятно и естественно, каким бы живым мертвецом вы себя не считали! Вы - не буду вам лгать - обездолены самой природой - может быть, как никто из живущих. Но вы и вознаграждены - вы сами сказали, что во многом вы выше Рауля. Даже здесь, когда вы в тюрьме, а он в своем особняке. Я знаю, что такое - быть насвегда обреченным. Я обречен вспоминать мою дочь, которую я не смог спасти от страданий и смерти. Мое проклятие в другом - но оно тоже тяжело.
Ренар встал, отвернулся, прошелся по камере.
- Я любил ее - другой любовью, но так же сильно, как и вы - Кристину. Она была единственным - самым близким для меня человеком, и она умерла, она мучилась - а я был бессилен сделать для нее хоть что-то! Черт, возьми, Эрик, иногда я готов вам завидовать!
- Мне???!!!
Это слово было переполнено таким глубинным и безмерным удивлением, что оно отрезвило Ренара.
- Да, Эрик, именно вам! У вас есть одно преимущество - у вас есть время что-то изменить. Кристина... Мадмуазель Даэ в Перрос-Гиреке вспоминала вас - после бегства с влюбленным виконтом. Это она сама рассказала - и может написать вам. Эрик, вы живы - и жива ваша любимая. И даже оперный театр стоит - для вас еще ничего не закончилось! Я пришел к вам всего 6 недель назад - вы не желали даже на меня смотреть. А теперь? Вы поете, вы радуетесь, вы рассказываете мне о вашем страдании, о вашей ревности - черт возьми, разве вы не живете? Я хорошо знаком с... представителями рода человеческого - как вы их называете. Половина из них - всех, кто сейчас снаружи, за этими стенами - за десятилетия не испытали страстей такой силы, о каких вы рассказали мне!
А Призрак Оперы не знал ответа. Искал - и не находил, словно его исхлестал мощный ливень. Словно его неистовая боль близко соприкоснулась с другой, соизмеримой потерей. Словно представители рода людского в чем-то могли быть несчастней его - потому что Ренар был прав.
Адвокат все прекрасно заметил. И продолжил, спокойно прервав онемевшие мысли:
- Думаю, вам будет приятно - если один человек может понимать чувства другого - узнать подробно о моей встрече с мсье де Шаньи.. - он вынул серебряные часы, откинул крышку. - Ровно 14 часов назад. Об этом происшествии сейчас сплетничают многие... Представители рода людского. Вот и мне захотелось... Посплетничать с вами, мсье Эрик. Кажется, вы этот скандал оцените.
Он присел на шаткий тюремный табурет непринужденно, как на светском приеме. Эрик же был до такой степени раздавлен, что до сих пор не находил слов - как будто сразу потеряв свой голос.
Ренар продолжал настаивать:
- Так оцените - или я могу не утруждать себя, не тратить время на живого мертвеца?
Прошло много времени, прежде чем Призрак решился сказать:
- Хорошо, мсье, я прошу вас - расскажите.
Адвокат снова прошелся взад-вперед по камере, желая скрыть от узника усмешку - у него маски не было.
- Вчера вечером, точнее говоря, уже ночью, я привез мадмуазель Даэ в гостиницу...
Ренар не отказал в удовольствии ни Эрику, ни себе, в ярких красках описав скандальное поведение соперника.
Призрак Оперы слушал молча - но по его движениям чувствовалось - он едва сдерживает возбуждение и смех. Потом встревожился.
Отвечая на невысказанный вопрос, Ренар повторил:
- С мадмуазель Даэ все в порядке, ее осматривал врач. Она просто очень устала -и не ожидала встретить графа де Шаньи в такое время. С ней совершенно ничего серьезного - когда я оставил ее, она спала, врач отеля дал ей снотворного. Сейчас она, наверное, уже давно ждет меня.
- Вы ее оставили?
- Эрик, пощадите ее репутацию! И так она за последние полгода уже пятый или шестой раз становится героиней скандала - чтобы еще на виду у всех оставить ее ночью с посторонним мужчиной! Мне казалось, что вы ее любите.
- Простите, это было глупо.
- Убедившись, что ее припадок вызван обычным переутомлением, я, естественно, покинул отель. А утром отослал ей газету.
- Спасибо, мсье.
Странно - но непроницаемая маска не давала впечатления чего-то зловещего или таинственного. Наоборот, закрыв лицо, Эрик стал словно... Непринужденней, свободнее - более открытым и близким. Превратился в обаятельного собеседника. Будто и не в тюрьме находился.
- Рад был помочь, - под живым впечатлением от замеченной им перемены едва не поклонился Ренар. - А теперь я хотел бы кое-что выяснить.
- Постараюсь ответить на все ваши вопросы.
- Эрик, мы с вами еще не касались очень серьезного обвинения в ваш адрес. Я имею в виду прославивший вас на весь Париж вечер.
- Падение люстры? Я знал сам, что после этого в меня поверили.
- Да.
- Вы тоже меня обвиняете?
Ренар взъерошил свои седые волосы.
- Я адвокат. Обвинение - не мое дело, я уже об этом говорил. Я пока ничего здесь не знаю. Но в одном глубоко убежден - во-первых, все эти ужасы сильно преувеличены, а во-вторых, здесь нет такого человека, который имел бы право вас хоть в чем-то обвинять. То, что происходит - это фарс, представление в масштабах Парижа, здесь и намека нет на справедливый суд. И от этого я буду вас защищать - насколько в моих и ваших силах.
Эрик выслушал внимательно.
- Спасибо.
- Так что же? Я знаю, в тот вечер была паника, были раненые, и это тоже приписывают вам, но я думаю, эти люди сами передавили друг друга.
Призрак улыбнулся. Ренар совершенно спокойно добавил:
- Я в этом уверен - после спекталя, вернее, после его преждевременного конца, вы думали не о зрителях, а о Кристине Даэ, которую в первый раз позвали в свой дом.
- Да, - не сразу ответил Эрик. Адвокату его волнение показалось трогательным.
- Я думаю, вы не хотели убивать. Вы подстроили скандальный провал Карлотты, но не причинили ей никакого вреда.
- Да. Кроме прошлого, ничто не мешает ей выйти на сцену. Напрасно она кричала в газетах, что я лишил ее голоса - ее собственный голос невредим. К тому же, я ее предупреждал, и не раз.
- Вам не было дела до Карлотты - но вы хотели расчистить путь для Кристины Даэ. Вы без труда могли бы убить испанскую диву - это бы подчинило вам директоров еще быстрее.
- Да. Я не хотел никого убивать. Я не лгал тогда Персу - люстра упала сама. Крепления проржавели. Дебьенн и Полиньи не стали заниматься ремонтом перед своим уходом, а Ришар и Моншармен, видимо, просто не обратили внимания.
- Вы обратили? Эрик, мне придется доказывать каждое ваше слово. Я вам верю - уже объяснил, почему. Но многие враждебны к вам - а о падении вы явно знали заранее.
Призрак Оперы кивнул головой.
- Знал.
- Расскажите мне подробнее.
- Я потратил какое-то время и немало сил, когда готовился к этому вечеру. Карлотта не поверила моему письму, это было очевидно. Я ждал в гости Кристину, готовил для нее комнату - даже покупал цветы. И не мог позволить, чтобы ее так грубо отодвинули в сторону. После этого вечера все должны были поверить в Призрака Оперы! Я заранее рассчитал, как поступть с Карлоттой. Кроме этого, я подготавливал трюк для зала - сперва я хотел просто погасить свет, погрузить Оперу во тьму. Если бы они не испугались, из стен, с потолка, могла бы, например, политься кровь...Но действовать так ... примитивно я не собирался.
- Эрик! - бедностью воображения Ренар никогда не страдал, и даже поежился, представив такой спектакль. Призрак правильно понял его восклицание.
- Причинять вред людям или самому театру я не хотел - это был мой дом. Я знал давно, что крепления люстры ржавели, но не собирался вмешиваться. Проверяя освещение, я понял, что люстра вот-вот упадет. Справиться с Карлоттой было нетрудно, и я часто смотрел на потолок, опасаясь за Кристину. Может быть, волнение публики так отразилось, - но люстра упала именно в этот момент. Я заметил это первым - и воспользовался, чтобы напугать Ришара и Моншармена.
- То есть, это просто совпадение? - не удержался скептик адвокат, привыкший к оправданиям и уверткам клиентов. Эрик правильно понял его недоверчивость.
- В первый раз за столько лет, за всю свою жизнь здесь, в Опере, я позвал к себе человека... живого... Я открывал ей свой дом, свое убежище, свою тайну, себя. Я так боялся... И у меня кружилась голова от восторга... Я отдал Кристине самое лучшее, что было у меня - вдохновение, и готовился ей отдать свою жизнь, еще совсем немного.Пытался предугадать, предвидеть все...Она должна была понять, поверить... Только это и имело значение - Кристина... Вы не представляете - в первый раз принять гостя. У себя, в моем доме! Ее!.. Если бы вы знали, если бы я сумел объяснить!...
Эрик судорожно стиснул руки - совсем так, как описывал Перс. Очевидно, тот так хорошо знал Призрака, что изучил в подробностях его привычки. Но выяснять это было не время.
- Эрик, поймите же меня и вы! Я верю вам, я знаю, что вы мне не лжете! Но вам придется это доказывать, и доказывать тем, кто вас ненавидит или боится! Поймите же, вам придется их убедить!
Призрак кивнул, и довольно долго молчал.
- Если я правильно понял ваши законы, кто-то должен подтвердить мои слова?
Адвокат это отметил - ваши.Почитать ваши тотемы, чтобы не отрубил мне голову ваш верховный шаман.
- Да, Эрик. И вам придется к этому привыкнуть. Как и к тому, что в ваших словах будут сомневаться.
Призрак опустил глаза и довольно долго молчал. Наконец он решился.
- Хорошо.
Следующие полчаса Ренар выслушал подробнейшую лекцию об осветительной системе Оперы. Эрик рассказывал хорошо, но юрист почти сразу потерялся в совершенно чуждых ему механизмах и терминах. Призрак Оперы был очень терпелив, он давал самые простые разъяснения, даже по просьбе Ренара нарисовал в его блокноте несколько схем. И назвал имена.
У адвоката сложилось четкое впечатление, что Эрику было бы намного легче разобраться в тонкостях законодательства, чем самому Ренару - в устройстве театра.
Попрощавшись с узником, он вышел с гудящей от усталости головой, перебирая в уме полученные сведения. Он не ожидал такого, и впервые за долгое время адвокат чувствовал твердую почву под ногами. Теперь Ренар точно знал, что ему делать дальше, каким будет его следующий шаг.
Поглощенный своими планами, он машинально посторонился в коридоре, пропуская идущую навстречу девушку. Она обернулась, входя в кабинет - в скудном свете лицо показалось знакомым. Но его поразило другое - отчаянное и умоляющее выражение ее лица, страдальческий взгляд темных глаз. На секунду эта немая мольба даже заслонила перед ним образ Эрика.
Только садясь в экипаж - кучер подобрал вожжи, не ожидая приказаний - Ренар запоздало узнал Мег Жири.
Впечатление от мимолетной встречи тут же рассеялось. Ренар вернулся к разговору с Призраком, мысленно оттачивая каждую деталь, уже обдумывая, как же лучше подать это присяжным. Провести его в Оперу, наверное, поможет Кристина - если она уже пришла в себя...
Занятый вспыхнувшей надеждой и беспокойством о Кристине, Ренар совсем забыл о Мег Жири.
Слуга ждал его возле отеля, но Ренар отмахнулся. Девушку он обнаружил не сразу - спрятавшись за массивной колонной, она сидела за крошечным столиком. Когда Ренар подошел, Кристина с яростью, исказившей ее лицо, рвала на части лист бумаги. Не меньше дюжины бумажных комков валялись рядом.
- Мадмуазель...
- А, здравствуйте, - ее обрадовало его появление. Он пододвинул кресло и сел.
Кристина закусив губу обвела взглядом беспорядок вокруг.
- Как вы себя чувствуете, м-ль?
- Все хорошо... - растерянно отозвалась она.
- Я мог бы вам чем-то помочь? Что-то случилось?..
- Да... или нет... Я уже... 2 часа пытаюсь написать письмо... Подождите, мсье Ренар, пожалуйста.
Он поклонился. Кристина взяла перо, написала несколько слов своим аккуратным почерком школьницы, остановилась, склонив голову набок - и тут же скомкала и этот лист.
- Это невыносимо!
- Я могу спросить, кому вы пишете, м-ль?
- Что?... Да, конечно. Раулю.
Он все понял.
- И вы не можете ничего написать?
- Да! - по детски пожаловалась она. - Понимаете, совершенно ничего, я не могу ни слова найти.
Ренар не без труда спрятал улыбку.
- А что вы хотите ему сказать, м-ль? - мягко спросил он.
-??? - она немо уставилась на него.
- Вы собираетесь потребовать от него извинений?
- М-может быть... Но он так себя вел...
- Хотите извиниться сами?
- За что??? Ведь Рауль же меня оскорбил! Хотя я знаю, он не пьет, это из-за дуэли...
- Ну а что же тогда? Вы хотите ему все объяснить?
Она печально покачала головой.
- Что вы! Нет, он теперь ни за что не поверит. Не могу же я рассказать ему все... Ну, вы понимаете...
- Про Эрика?
- Да! Рауль правда думает... Что я с вами... Иначе мне придется обо всем рассказывать, а это невозможно.
- Почему? - мягко - и с чуть заметной иронией спросил Ренар.
- Не знаю! - выкрикнула она. - Невозможно, и все! Рауль все это поймет неправильно, будет нам всем только хуже. Он теперь граф, я боюсь.
Ренар помолчал, наблюдая за удрученной Кристиной.
- Вы разлюбили вашего жениха? - все так же мягко спросил он девушку.
- Никогда! - вспыхнув, она стиснула кулаки так возмущенно, словно он ее ударил.
Адвокат опустил глаза под яростным взглядом Кристины. Откровенным и трогательным непониманием самых обычных вещей она сейчас напоминала ему Эрика. Он накрыл ладонью ее руку.
- Мадмуазель, - медленно начал он. - Не надо так сердиться, я не сказал ничего оскорбительного. Сердцу не прикажешь, и самая честная девушка может разлюбить своего жениха. Вы оскорблены поведением графа, не доверяете ему и боитесь. У вас нет даже тени сомнения, что Рауль ваши желания не поймет - и никогда не примет. Вы ищете - и не можете найти слов, чтобы написать ему хото что-то. Похоже это на любовь?
Теперь Кристина опустила голову. Он с трудом мог поверить, что она это поняла только сейчас.
- Вы все знаете? - это не был вопрос.
- Не все - но я же не слепой! Вы меня удивляете. Я видел, как вы вчера испугались - и как вы сейчас равнодушны. Речь даже не о любви. Если бы дрался на дуэли я - вы бы нашли, что сказать мне?
- Конечно!
- А я ведь просто посторонний человек. Вспомните, как долго вы писали Эрику? Сколько черновиков изорвали? Сейчас вы задали работу горничной.
Она очень долго молчала. Ренару показалось даже, что ее глаза полны слез - он девушка так и не заплакала. Только задрожала ее рука на столе - очень бледная на этой темной поверхности. Он с беспокойством наблюдал за ней - ему хотелось утешить девушку.
Кристина закусила губу и совсем другим тоном спросила:
- Вы сейчас прямо из Шатле? Расскажите мне скорее про Эрика.
Они договорились встретиться на следующее утро, чтобы Кристина сопровождала Ренара в Оперу. Он не ошибся - девушка с полуслова угадала, о чем идет речь - даже по его путанным описаниям, и лично знала почти всех, кого упоминал Призрак.
У нее было странное чувство. Под давящим гнетом тревоги она была чего-то частью чего-то важного - и это что-то не могло без нее совершиться. От ее действий так много зависело - но это не были неуверенные шаги по трещащему льду. Как во время памятных уроков пения, она работала - была на своем месте, и была не одна. Странное, и приятное, необычное для нее ощущение - одновременно нетерпение и спокойствие - оно сидело глубоко внутри.
Кристина, в сущности, была счастлива сейчас. Она почувствовала свои реальные возможности - и твердую почву под ногами. После отчаянного метания последних месяцев это стало облегчением и бальзамом. Но как и раньше - она не видела дальше ближайщего будущего. Не представляла, к какой именно цели шла.
И она совершенно забыла Рауля. Ренар был совершенно прав, когда он улыбался - вымученные черновики и спокойный сон Кристины говорили сами за себя. Но как это нелепо ни казалось, в глазах общества Рауль имел на нее все права. Она опять была поглощена собой - новым пониманием и своим делом. И ей не пришло бы в голову без посторонней помощи, что разорвать эту помолвку было честнее, и во многом - милосерднее.
При всех своих недостатках, она не умела кривить душой - а разумом подчинялась общественному мнению. И не смогла бы долго притворяться. Где-то эта откровенная непосредственность граничила с жестокостью - где-то с наивностью. Она была плохой актрисой в жизни - но умела себя убеждать.
И теперь тщательно, годами взлелеянная привязанность к Раулю лишилась наполнения, стала просто пустой оболочкой. Более смелая девушка разрубила бы гордиев узел, а светская дама повела бы тонкую игру. Кристине тоже недоставало малейшего повода, чтобы разорвать эту странную связь. После возвращения в Париж она ни разу не пыталась выяснить - а любит ли ее Рауль, и насколько. Она сейча была в шаге от осознания - что это, в сущности, ее не волнует.
Это странное чувство уверенности еще усилилось, когда они приехали в театр.
Ренар правильно рассчитал, взяв Кристину в проводники по Опере. Девушку в театре любили - именно те, к кому хотел обратиться адвокат. Тихая, скромная, что было редкостью, она выгодно отличалась от большинства начинающих певичек. Свою приветливость она привезла из скандинавской деревушки, где почти каждый в округе - твой сосед или родственник. Многие жалели девушку за то, что она была сиротой.
Когда Кристина неожиданно превратилась в примадонну, отодвинув надменную испанку, весь незаметный закулисный люд воспринял это с удовлетворением - как свою победу. Девушка была своей, выросла здесь, и несла на себе неизгладимый отпечаток театра. И при этом сохранила манеры выпускницы монастырского пансиона - в ней не было ничего театрального.
Поэтому и встретили ее - как в провинции встречают друзей - приветливо и ничего от нее не скрывая. А Кристина за 4 месяца отсутствия не забыла ничего и никого. Она провела в Опере почти всю свою сознательную жизнь!
Улыбаясь и пожимая руки, Ренар тоже ощутил своеобразный колорит этой жизни. Если бы он пришел один, он бы ничего не добился. А другу маленькой Кристины можно было рассказать все - тем более, пожаловаться на невнимание директоров. Ренар побывал в знаменитой ложе, поднялся к механизму люстры - и даже будучи совершенно неопытным в сценическом искусстве убедился, что Эрик был прав. Весь механизм кое-как подлатали, исправили - но остались - трещины в стенах, ржавые детали, скрипящие колеса. Он снял перчатку, чтобы ощупать цепь - и потом долго оттирал руки носовым платком.
Адвокат собрал свидетельства нескольких человек - они согласились даже нотариально заверить свои показания. Пока он расспрашивал рабочих сцены, Кристина спустилась вниз, в свою бывшую комнату, заглянула в гримерную, в которой все началось. Там почти ничего не изменилось. Развязав ленты капора, она прижалась лбом к зеркалу и долго стояла, борясь с надвигавшимися на нее слезами.
В тот день в Опере было утреннее представление, и им вскоре пришлось уезжать. Кристина и Ренар ускользнули боковым ходом из театра - девушке почему-то казалось, что очень важно остаться назамеченными администрацией.
- Ну что, метр?
- Очень удачно, м-ль Даэ, - Ренар даже потер руки от удовольствия. - Пожалуй, это моя первая крупная победа во всем этом деле. Почти наверняка, от одного обвинения я Эрика защитить сумею. И это благодаря вам!
- Ну что - я... - Кристина была грустной и рассеянной.
- Нет -нет, неужели вы не понимаете? Если б не вы, я не не нашел этих людей, и они не стали бы мне доверять!
Кристина приостановилась.
- Неужели вы вправду думаете, что они это рассказали незнакомцу? Они приняли меня - только потому, что я ваш друг, я пришел вместе с вами.
- Очень хочется вам поверить, - она бледно и неуверенно улыбнулась.
Узкими проулками они вышли на уже знакомую улицу Скриба. Садясь в экипаж, Ренар подал руку Кристине - и в этот момент вспомнил.
- Мадмуазель Даэ, а вы не встретили в Опере вашу подругу?
- Мег? - она чуть подняла брови. - Нет. Ее нигде не было. А что случилось?
Ренар рассказал ей о встрече в коридорах тюрьмы, и о странном, отчаянном выражении лица балерины. Девушка удивилась еще больше.
- Что? А я даже о ней не спросила, - Кристина обернулась назад.
- Вы хотите вернуться?
Она колебалась несколько секунд.
- Н-нет. Я лучше напишу потом.