Хотя в пьесе Копита Эрик и рождается с изуродованным лицом, но, в отличие от оригинального Эрика, он всю свою жизнь прожил в подземельях Оперы, где служил управляющим его отец. Таким образом, это в очередной раз история вовсе не про Эрика из романа Леру, имевшего за плечами длинный жизненный путь в мире людей, полный личного жестокого опыта, и сумевшего реализовать свои таланты в выдающихся творениях своих рук.
История о человеке, выросшем вне человеческого общества, конечно сама по себе интересна, но это совсем иная история.
Мать Эрика - по фамилии Белладова, которую также играет Тери Поло, - была балериной в той же Опере. Она ещё и обладала чудесным голосом, естественно, поразительно похожим на голос Кристины.
Настойчиво муссируются всё те же фрейдистские мотивы - в доме у Призрака висит портрет матери с лицом Кристины, под которым стоит детская колыбелька, а в ней лежит кукла с оторванной головой. Голова висит отдельно - перед портретом матери.
Родившегося обезображенным (в результате фармакологического аборта) ребенка мать копитовского Эрика нежно любила, не замечая его уродства, но она умерла, когда ему было три года. В отличие от Эрика из романа, маленький Призрак Копита вовсе не был обделен участием и любовью, папа его тоже обожал, хотя и оставил жить одного в подвалах Оперы (!) На маме папа не женился потому, что был уже женат, и бедная балерина даже пыталась утопиться. Эти житейские матримонии даются в фильме как рассказ папы Каррьера (он исповедуется Кристине) и посредством длинного флешбека, и напоминают скучный мексиканский сериал.
Кроме того, находясь под гнетом комплекса вины, папа Эрика во многом потворствует своему социально неадаптированному сыну. Призрак преувеличенно инфантилен, реакции его подчеркнуто ребячливы - Копит выделил из контекста и многократно усилил ту артистическую инфантильность Эрика, что изобразил Леру - как часть сложного комплекса характеристик своего оригинального Эрика, но у Копита сложность характера персонажа была утрачена. Эрик у Копита капризен и закомплексован до крайности, социопатичен исключительно по-пубертатному, причём я сомневаюсь, что он мог бы нормально повзрослеть, даже если бы Кристина полюбила его и согласилась тетёшкаться с ним.
Рассердившись на публику, выражающую недовольство тем, что Кристина в роли Маргариты теряет голос (из-за коварства Карлотты, конечно, но когда так же публика реагирует на проблемы Карлотты, спровоцированные им самим, кстати, то всё в порядке), Призрак роняет в зал люстру, наказывая публику, в сердцах пихает папу и готовит взрыв Оперы.
Отличаясь выдающимися музыкальными способностями, Призрак осуществлял художественное руководство всеми делами в театре, давая ценные советы Папе.
Понятно, что он относился к театру, как к своему детищу и законной территории. Он установил в Опере неписанные порядки. Никто не смел спускаться на нижние уровни - это были владения Призрака. За нарушение порядков Призрак наказывал. Так он напугал своей маской-черепом Жозефа Бюке, костюмера Карлотты, и тот, оступившись, свалился в люк.
После ухода его отца с должности и появления нового управляющего с женой-певицей, естественно, возникли конфликты. Призрак не хотел отдавать свою большую игрушку. Боюсь, Кристина в значительной степени также была для такого Призрака новой красивой игрушкой.
К радости любителей темы в этом фильме Призрак, наконец-то, поет. Он объясняется в любви Кристине, находящейся на сцене, поднявшись в Ложе № 5 и обращаясь к ней. Вместе они исполняют дуэт из "Фауста".
Ещё он поет ей колыбельную, когда приносит её в свой подземный дом за озером. Однако на органе Эрик не играет, и музыкальными инструментами его дом не перегружен.
В отличие от мюзикла по пьесе Копита, в фильме Призрак не бьет Карлотту до смерти электротоком, а пугает, устраивая всякие школярские пакости - подсыпает в её парик для роли Нормы порошок, который вызывает жуткую чесотку, мажет клеем бокал Травиаты, и рука Карлотты приклеивается к нему, и в конце концов вываливает на неё из чемодана живых крыс (крысы в саквояже уже были в фильме 1983г.). Правда, здесь Карлотта так пугается, что сходит с ума, но кто ж знал...
Призрак вообще в фильме чуть что, так старается произвести впечатление на папу (которого до поры до времени считает просто знакомым), небрежно обещая кого-нибудь убить, и убивает за фильм трёх человек: Жозефа Бюке и двух полицейских. Есть раненые зрители (в смысле: в фильме - люстрой ).
Цитата фильма: "Он (Филипп) не понимает музыки, значит, он не понимает её (Кристину). Я убью его".
Услышав голос Кристины, которую пригласил в Оперу Филипп, но которой Карлотта определила лишь место своей костюмерши взамен убитого Буке, Призрак идёт на голос и, увидев саму Кристину, - Тери Поло, на мой взгляд, самая прелестная кино/Кристина, - предлагает ей давать уроки вокала.
Как раз, когда обучение завершилось и Кристина достигла совершенства, появляется Филипп. Он устраивает вечеринку для членов труппы театра в ресторанчике неподалёку и приглашает туда и Кристину. Приодевшись в платье, которое принёс ей Призрак (мамино), Кристина производит фурор, в вокальном соревновании затмевая Карлотту. Призрак наблюдает с улицы, а потом долго ждёт Кристину, уехавшую кататься с графом в Булонский лес.
Кристина получает роль Маргариты, а Карлотта перед её дебютом даёт наивной девушке выпить из бокала снадобье, парализующее голосовые связки. Публика освистывает бедняжку, а Призрак, сбросив люстру и прибив нескольких человек, уносит её в своё обиталище, чтобы "защитить" от рода человеческого.
Мне понравилось, что Призрак в этом фильме меняет маски. На нём всегда надета основная, так сказать, базовая, а поверх её он пристраивает разные, в зависимости от ситуации. У него их целая коллекция. Иногда они нарочито театральные: череп, Красный Демон, Черная строгая или Зеркальная, из кусочков зеркала.
По берегам подземного озера, по которому Призрак везет Кристину в египетской ладье, громоздятся остатки различных декораций, как руины исчезнувших бутафорских цивилизаций - весь его Мир. Потом он в отчаянии разрушает его.
Где-то в подземелье у Призрака есть лес, как он его организовал, не объясняется, но выглядит это интересно - в лесу расставлены чучела оленей, а на ветвях висят чучела птиц - трогательный и безнадежный искусственный мир затворника.
Именно там, в этом вымышленном лесу, пригласив Кристину на пикник, Призрак, поддавшись на её настоятельные просьбы и уговоры, снимает маску. Мы так никогда и не увидим его лица - хороший прием, - но Кристина падает в обморок, и остается дать волю своему воображению, что же такого жуткого увидела она на его лице, что способно было враз довести до обморока крепенькую фермерскую дочку, выросшую на чистом воздухе и в своё время немало побродившую по деревенским ярмаркам?
Сражаясь на крыше театра с Филиппом, Эрик спасает его, протянув руку помощи и не позволив сорваться вниз, потому что Кристина молила его об этом. Кристина вообще часто в этом фильме умоляет то Призрака, то Филиппа - и всё в пользу соперника каждого из них - волшебное слово "пожа-а-алуйста" звучит с завидной регулярностью. Что поделаешь, законы жанра...
Отношения Филиппа и Кристины тоже окрашены в интенсивно мелодраматические, даже слащавые тона. Долгие сцены из периода детства обоих, в котором, оказывается, маленькая Кристина прислуживала маленькому графу, а тот аккомпанировал поющей Кристине на флейте, играя на деревенских ярмарках под руководством папы Даи, сменяются душещипательной сценой их разлучения чопорными родственниками юного аристократа.
Заканчивается фильм не традиционным кадром с лежащей маской Призрака, а продолжительным уходом обнявшихся Кристины и Филиппа вверх по крыше Оперы - в ночное небо и, в соответствии с сентиментальным духом сценария Копита, в счастливое будущее.
В финальной сцене окружённый на крыше Оперы Призрак просит отца застрелить его, чтобы его не арестовали и не выставили на всеобщее обозрение, и папа выполняет сыновнюю просьбу. Трогательно, что и инспектор Леду с полицейскими (эх, XIX век, ёлки зеленые!) проявляют понимание и удаляются, так что остались все возможности к производству сиквела, в котором Призрак всё же выживет (почему же нет, его раны не показаны и не обязательно смертельны, может, он просто сознание потерял, папа его спрячет и вылечит) и продолжит свою призрачную деятельность. Поскольку я что-то сомневаюсь, что в реальной жизни идиллия Кристины с таким графом де Шаньи - убежденным покровителем певиц и танцовщиц - продлится долго, то у Эрика/Призрака просматриваются возможности... ))
В финале Кристина снимает с умирающего Призрака маску и запечатлевает на его челе поцелуй. Кадр построен так, что зритель так и не видит, что же "у него там"? Кристина возвращает маску на место, и Эрик умирает.
И, наконец, пора отметить, что в Копитовской версии "Призрака Оперы" деликатно проступают евангельские мотивы, особенно в сценах, относящихся к семейным сложностям Призрака:
- Мать Белладова производит его на свет в конюшенных яслях в подвале Оперы: вокруг солома, животные и птицы, используемые в постановках театра, а папа Каррьер преподносит ей яблочко (как символ греха, змей-искуситель эдакий);
- Каррьер-отец "виновен" в смерти Призрака-сына, но преследует при этом исключительно гуманистически-искупительные цели;
- Призрак-сын сам просит отца о чаше сей...
- Сцена с умирающим в объятиях отца Призраком у воспитанного в традициях христианской культуры зрителя сразу вызывает ассоциации с своеобразной Пьетой.