Он родился 13 ноября 1969 г. в Глазго (Шотландия). Когда ему было 6 месяцев, семья переехала в город Монреаль (Канада), где его отец предпринял несколько неудачных попыток создания собственного бизнеса. Полтора года спустя его родители развелись, и мать увезла детей обратно на родину, где она еще раз вышла замуж. Потом Джерард видел отца только в 4 года и в 16 лет. В течение этого времени Батлер рос в родном городе его матери – Пэйзли, неподалеку от местного кинотеатра. Восхищенный просмотрами фильмов, он упросил маму отпустить его на пробы, и таким образом присоединился к Шотландскому Юношескому Театру, благодаря участию в котором, он сыграл роль уличного мальчишки Оливера в Королевском Театре в Глазго. В школьные годы Батлер был одним из лучших учеников в своем классе. Чтобы продолжить свое успешное образование и не огорчать родных и учителей, которые считали актёрскую карьеру неудачным выбором, он поступает в колледж при университете в Глазго на юридический факультет. Там он был выбран президентом юридического сообщества и заработал всеобщее уважение на этом поприще. Закончив колледж, он проводит полтора года в Лос-Анджелесе, где появился в роли статиста в известном фильме «Телохранитель» (1992). Потом он поехал в Канаду, к умирающему от рака отцу. Сразу же после его смерти Батлер возвращается в Шотландию, чтобы провести двухгодичный курс права в Эдинбурге в одной из крупнейших фирм страны. Но это занятие ему быстро наскучило, так как он все еще мечтал о карьере артиста. Увидев постановку спектакля «На игле» на сцене фестиваля Фриндж в Эдинбурге, он понял, что ошибся с выбором профессии. Вскоре его неудовлетворенность работой стала сказываться, и он был уволен за неделю до окончания курса. Батлер: «Когда я начал работать адвокатом, у меня не было ни интереса к работе, ни веры, ни обязательств к этой деятельности. Мне все это ужасно не нравилось, если быть честным, и мои работодатели это поняли». Два дня спустя после увольнения 25-летний Батлер переехал в Лондон, чтобы начать свою актерскую карьеру. Конечно, ему пришлось сменить несколько работ – от официанта до демонстратора заводных игрушек на торговой ярмарке, прежде чем он нашел работу актера. Во время кастинга в пьесе «Кориолан» в театре Мэрмейд, он познакомился в кофейне с директором, актёром Стивеном Беркоффом, и прочитал отрывок из сценария. Впечатленный смелостью бывшего адвоката, Беркофф дал согласие и таким образом Батлер получил свою первую профессиональную актерскую роль. Одновременно он играет главную роль Рентона в том самом спектакле «На Игле» в Ирландии. В 1997 году, когда его театральная карьера уже сложилась, Батлер дебютирует в кино совместно с Биллом Конноли и Джуди Денч в фильме «Миссис Браун». Однажды, когда он возвращался со съемок этого фильма, он увидел тонущего в реке Тэй мальчика. Батлер бросился в воду и спас его, получив за это свидетельство храбрости от Королевского гуманитарного общества. Впрочем, сказал Батлер, так бы поступил любой на его месте. В этом же году он получил небольшую роль «плохого парня» в очередной серии Бондианы – «Завтра не умрет никогда», а также небольшую роль в фильме Рассела Мюлхари «Мамина сказка» (1998). В конце 1990-х Батлер появился в телевизионном комическом сериале «Люси Салливан выходит замуж», одновременно играя в театре в пьесе «Внезапное последнее лето» совместно с Шейлой Гиш и Рэйчел Вайз. Новое тысячелетие Батлер начал с второстепенных ролей в гангстерском боевике «Стрелки» (2000) и военной драме «Цветы Хариссона» (2000). Затем он одновременно получил уже настоящие, полноценные, главные роли в фильме Уэеса Крэйвена «Дракула 2000» (2000), а также в американском телевизионном сериале «Аттила» (2001), для съемок которого ему пришлось избавиться от своего шотландского акцента. «Аттила» - это хроника жизни варвара в пятом веке нашей эры, где Батлер снимался наравне с актерами-ветеранами – Тимом Кэрри и Пауэрсом Буфом. Здесь Батлер снова сотрудничал вместе с Беркоффом, директором спектакля «Кориолан», который сыграл его дядю в фильме. После этих двух ролей Батлер становится популярным. Тип таких мужественных героев, сыгранных Батлером, натолкнул обозревателей CNN, что он мог бы успешно заменить Пирса Броснана в дальнейшем фильме Бондианы. Следующие месяцы, однако, были не самыми лучшими для Батлера. «Дракула 2000» провалился в кинотеатрах, а «Аттила», несмотря на то, что был на втором месте в рейтинге телевизионных мини-сериалов, оказался быстро забыт. Слухи, поддерживающие его вовлечение в фильм об агенте 007, утихли, когда Броснан подтвердил, что он будет сниматься, по крайней мере, в двух ближайших фильмах о Бонде. Опущенный с небес на землю, Батлер заключил договор с новым агентством. Он возвратился на британское телевидение для небольшого телесериала «Присяжные» (2000), где также играли Дерек Джекоби и Энтони Шер, и в это время у него появляется замечательная роль в фильме Кристиана Бэйла «Власть огня» (2002), за ней главная роль в фильме Ричарда Доннера «В ловушке времени» (2003). Следующими крупными и удачными проектами актера стали фильмы «Лара Крофт: колыбель жизни» (2003) и «Призрак оперы» (2004). В фильме «Лара Крофт: колыбель жизни» Джерард играет ее бывшего любовника Терри Шеридана, и захватывающая интрига их взаимоотношений сыграла не последнюю роль в том, что шотландец стал замеченным в этой роли. - Что ты почувствовал, когда целовал самые прекрасные губы в мире? Джерард, смеясь, отвечает: «Это было прикольно. Поцелуй – важный момент в фильме, после которого мы расстаемся. Его не было раньше, так как наши герои не доверяют друг другу. Но….. не связывайте нас никаким образом…. Это всего лишь кино, и вне его мы с Анджелиной поддерживаем приятельские отношения. Она очень живая, обаятельная, веселая и открытая». «Но при первой встрече с ней я нервничал. Когда я проходил пробы, то думал, что если сейчас в дверь войдет Анжелина Джоли, то я умру на месте от испуга». Роль Терри предполагала быть равным Ларе по силам, и в фильме они вместе преодолевали препятствия, гоняли на мотоциклах по бездорожью, прыгали с небоскребов и лазили по горам. О своем герое он отзывается так: «В его характере преобладают отрицательные качества. Хотя вы никогда не будете считать его злым, просто он сам не может помочь себе разобраться с этим. Он понимает, что у него только одна жизнь, и если в ней возможно предательство друзей – то, значит, так и должно быть. Но он нужен Ларе для спасения планеты, и она указывает ему эту цель». Что касается роли в фильме «Призрак оперы», Батлер великолепно с ней справился, хотя, ему пришлось изрядно поработать над своим вокалом. Несмотря на возраст Майкла Кроуфорда, многие поклонники мюзикла хотели видеть именно его исполнителем главной роли в фильме и сомневались, сможет ли шотландец петь так же хорошо. Батлер заявил: «Конечно, я умею петь. И я это доказал и перед Уэбером, и перед музыкальным директором, хотя я и не профессиональный певец». В фильме «Игра их жизни» рассказывается об американской футбольной команде, которая в 1950 г. победила Англию на чемпионате мира в Бразилии. Джерард играет вратаря Фрэнка Боржи, реально существующего человека. Он признается, что мечтал играть такую роль. Как и большинство шотландских мальчишек, он хотел быть футбольной звездой. Слово Батлеру: «Я играл в футбол с 4 до 21 года. Когда был помоложе, хотел быть профессиональным игроком, но забавно то, что в фильме я играю вратаря, так как в жизни я не хотел быть вратарем. Хотя однажды во время школьного турнира мне пришлось заменить вратаря, который отказался играть. Я вышел на его место и даже спас два пенальти. К концу сезона я стал вратарем, хотя я не был в восторге от этого. Теперь я вратарь снова». Джерард подружился со своим прототипом – Фрэнки и теперь часто общается с ним и его семьей. Вспоминая успех фильма «Играй как Бекхем», можно предположить, что и этот фильм с Батлером будет удачным и затмит остальные фильмы на эту тему. Что касается роли Джеймс Бонда, как известно, именно Пирс Броснан продолжает сниматься на этом поприще. Но и для Батлера еще не все потеряно, у него есть шансы утвердиться на роль в фильме 2007 года. Сам Джерард говорит: «Кто знает? Мне льстит, что мое имя значится в списке претендентов на эту роль, но….. может быть?»